СтраницыНовостиПерсоналии
RU
EN
RU
EN
Общегородской Единый день информирования

21.12.2023 года студенты Института бизнеса БГУ присоединились к трансляции общегородского Единого дня информирования. В ходе мероприятия обсудили вопросы политической безопасности как основы общественно-политической стабильности суверенного государства, а также новации избирательной кампании 2024 года.

q

Так, эксперты отметили, что 2024 году избирательная кампания в Республике Беларусь будет проходить с учетом новых стратегических направлений развития нашей страны, которые белорусский народ определил на конституционном уровне.

В настоящее время Республика Беларусь вступает в электоральный период на фоне начавшихся масштабных процессов общественно-политического развития. На законодательном уровне существенно усовершенствован механизм обеспечения консолидации усилий личности, общества и государства в целях реализации национальных интересов.

Внесенные в Избирательный кодекс Республики Беларусь изменения явились частью масштабной работы по модернизации политической системы страны, проводимой в соответствии с изменениями Основного Закона белорусского государства, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г.

К основным новациям избирательного законодательства следует отнести:

  • изменены требования к кандидатам в Президенты (одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более двух сроков);
  • Избирательный кодекс Республики Беларусь дополнен отдельным разделом в связи с приданием конституционно-правового статуса ВНС, который определяет порядок избрания представителей от местных Советов депутатов и гражданского общества во Всебелорусское народное собрание;
  • предусмотрен единый день голосования на выборах депутатов всех уровней (в последнее воскресенье февраля на пятый год окончания полномочий представительных органов). Конституционный Суд Республики Беларусь признал целесообразным введение единого дня голосования, поскольку такая мера способствует сокращению организационных и финансовых издержек на проведение выборов, созданию дополнительных удобств для избирателей и условий для более качественной работы избирательных комиссий всех уровней. Помимо этого, одновременное проведение выборов в представительные органы власти позволит общественно-политическим силам страны планомерно готовиться к избирательному процессу;
  • оптимизирован порядок избрания членов Совета Республики. Выборы в верхнюю палату Парламента будут организованы депутатами местных Советов нового созыва, избранными в единый день голосования;
  • предоставлено право лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, принимать участие в голосовании. Особенности участия в выборах и референдуме указанной категории лиц будут регламентироваться на уровне актов ЦИК (также как в отношении лиц, осужденных к аресту или находящихся в ЛТП);
  • регламентированы процедуры признания выборов Президента, членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей неконституционными или нелегитимными;
  • изменен порядок формирования Центральной избирательной комиссии (избрание ее Председателя и членов на ВНС), уточнены отдельные полномочия ЦИК;
  • оптимизирована система избирательных комиссий и порядок образования избирательных округов в связи с проведение выборов депутатов в единый день голосования;
  • предусмотрено снятие требования о минимальной явке избирателей на выборах депутатов Палаты представителей в целях унификации подходов в проведении парламентских и местных выборов в единый день голосования;
  • закреплено ограничение на выдвижение кандидатами в Президенты, в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики граждан, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;
  • предусмотрено право всех зарегистрированных кандидатов в депутаты Палаты представителей направлять своих представителей в окружные избирательные комиссии в качестве членов этих комиссий с правом совещательного голоса в целях повышения прозрачности работы избирательных комиссий (ранее данное право предоставлялось только политическим партиям, выдвинувшим своих кандидатов);
  • предоставлено право лицам, выдвигаемым кандидатами в депутаты, создавать собственные избирательные фонды для финансирования расходов, связанных со сбором подписей избирателей (ранее эта возможность предоставлялась кандидатам в Президенты);
  • изменено количество подписей избирателей, необходимых для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета депутатов: не менее 1% избирателей, проживающих на территории данного избирательного округа, но не менее 10 подписей избирателей;
  • уточнен статус наблюдателей, которыми могут являться представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, а также граждан, обладающих избирательным правом (институт наблюдателей не будет применяться на выборах членов Совета Республики и делегатов ВНС);
  • предусмотрены определенные изменения порядка голосования.
Опубликовано 21.12.2023