15 мая 2024 г. представители Института бизнеса БГУ стали участниками диалоговой площадки «Значение Всебелорусского народного собрания для развития белорусской государственности», которая прошла на базе факультета географии и геоинформатики Белорусского государственного университета. Спикером выступила делегат Всебелорусского народного собрания, председатель Совета молодых ученых БГУ, кандидат экономических наук Анастасия Игоревна Киселевич.
В соответствии с принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 г. изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь (пункт 14 статьи 84), впервые Глава государства обратился с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь на седьмом Всебелорусском народном собрании, которое по решению Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь состоялось 24–25 апреля 2024 г.
Всебелорусское народное собрание седьмого созыва впервые начало свою работу в новом конституционном статусе.
Теперь ВНС утверждает все основные программные документы, определяющие экономическое развитие, безопасность нашей страны, решает все стратегические вопросы, а все решения Собрания займут высшую позицию в иерархии правовых актов страны и приобретут общеобязательный характер. Кроме того, ВНС получило исключительные полномочия приостанавливать решения любого органа или должностного лица. Таким образом, Всебелорусское народное собрание становится защитным буфером от возможных опасных процессов, идущих вразрез с интересами общества и государства.
На встрече было отмечено, что Концепция национальной безопасности и Военная доктрина, утвержденные Всебелорусским народным собранием, предварительно были тщательно проработаны в рамках дискуссионных площадок во всех регионах страны, а для максимального охвата аудитории текст был размещен на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь. Такой подход позволил белорусам принять участие в обсуждении важных аспектов жизни страны, когда действительно голос каждого слышат и учитывают. Особенно актуальным становится вопрос безопасности в последнее время. Ценность мира и мирного неба выступают на первый план и наполняются реальным смыслом.
Так, в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь определено, что обеспечение национальной безопасности осуществляется посредством реализации прав и обязанностей граждан (в том числе исполнения священного долга по защите Республики Беларусь), предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь. Свое видение национальных интересов, способов и средств их защиты они реализуют путем участия в выборах, референдумах и других формах непосредственной демократии, а также через государственные органы и органы местного самоуправления.
В новейшей истории Беларуси Военная доктрина принималась трижды: в 1992, 2002 и 2016 годах. По данным документам можно отследить изменение подходов к формированию национальной военной политики Республики Беларусь. Военная доктрина, утвержденная VII Всебелорусским народным собранием, включает 6 разделов, объединяющих 14 глав, содержащих 122 статьи. Данный документ включил в себя множество новелл, которые учитывают современные угрозы, в том числе, в сфере кибербезопасности. Так, впервые в национальной Военной доктрине предусмотрена возможность силового ответа на деструктивное кибервоздействие. Статья 60 закрепляет, что для пресечения или предотвращения вредоносного информационно-технического воздействия, ведущего к нарушению устойчивой работы критически важных объектов инфраструктуры государства, Республика Беларусь будет использовать все силы и средства как несилового, так и силового характера в соответствии с законодательством, регламентирующим вопросы информационной безопасности.